«Видишь ли, я – бродяга и страстно люблю жизнь»: к 150-летнему юбилею со дня рождения А.И. Куприна

4.09.2020

Какое произведение Александра Ивановича Куприна известно каждому ещё со школьной скамьи? Безусловно, на ум приходит «Гранатовый браслет», повесть, посвящённая неразделённой, безответной любви. Именно в таком амплуа мы привыкли воспринимать писателя, запечатлевшего разные оттенки этого чувства, показавшего, какой многогранной может быть любовь: самоотверженной, глубокой, жестокой, легкомысленной. Следующим произведением, всплывающим в памяти, будет, конечно же, «Олеся», в которой автор вновь обращается к теме романтических отношений, показывает, на что может пойти человек, какими принципами поступиться ради возможного счастья.

Однако образ классика XX века, сформировавшийся у сегодняшнего читателя, не до конца совпадает с реальной личной и творческой биографией писателя. В истории русской литературы Куприн знаменит прежде всего тем, что за свою жизнь сменил множество профессий. Работал военным, циркачом, репортёром, суфлёром, кочегаром, рыбаком, зубным врачом, санитаром в морге, продавцом клозетов, пожарным и был даже конокрадом. Будущий писатель словно не мог усидеть на одном месте и постоянно искал себя в чём-то новом. Одним из таких экспериментов для него и стала «проба пера» в литературе, которой он сохранил верность до конца своей жизни. Художественное творчество позволяло автору и его героям перевоплощаться в людей разных профессий и социальных статусов, причём почти каждый текст Куприна был основан на его личном жизненном опыте. Об этой особенности своего характера он так говорит устами одного из персонажей:

«Видишь ли, я – бродяга и страстно люблю жизнь. Я был токарем, наборщиком, сеял и продавал табак, махорку-серебрянку, плавал кочегаром по Азовскому морю, рыбачил на Черном – на Дубининских промыслах, грузил арбузы и кирпич на Днепре, ездил с цирком, был актером, – всего и не упомню. И никогда меня не гнала нужда. Нет, только безмерная жадность к жизни и нестерпимое любопытство. Ей-богу, я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбой или побыть женщиной и испытать роды; я бы хотел пожить внутренней жизнью и посмотреть на мир глазами каждого человека, которого встречаю».

Литературное имя Куприну сделала повесть о жизни военных – «Поединок». В 1887 году будущий писатель был зачислен в Александровское военное училище – армия была одним из важнейших этапов формирования личности. Этой теме посвящены многие первые его тексты: «Дознание», «Ночная смена», «Поход» и др. Но именно «Поединок» поставил автора в один ряд с ведущими русскими писателями XX века. Чтение отдельных глав повести в 1905 году стало в Санкт-Петербурге главным культурным событием.

Произведения, посвящённые службе в царской армии, не отличаются романтизированным взглядом на вещи. Писатель изображал ту «изнанку», о которой в светском обществе было принято умалчивать: «палочная» дисциплина, издевательства старших офицеров над младшими, пьянство солдат, старающихся таким образом сбежать от жестокой, неприглядной действительности. Всё это было показано в «Поединке», и именно такое откровение произвело в столице эффект разорвавшейся бомбы.

Отношение самого Куприна к армии было сложным. Столь пессимистичное повествование, как в «Поединке», в годы эмиграции сменяется ностальгией. Так, его приятель, начинающий литератор Николай Яковлевич Рощин, вспоминал: «Как любил он военных! О себе говорил, что не только не жалеет о том, что получил военное воспитание, а наоборот, – что вечный его грех то, что из него вышел “плохой офицер”. Говорил, что военная школа воспитывает в человеке лучшие его рыцарские качества: прямоту, честность, гордость, неустрашимость». В своих произведениях – романе «Юнкера» и повести «Купол св. Исаакия Далматского» – он демонстрирует уже совершенно иной взгляд на военную жизнь. В романе представлен романтический образ юнкеров, которые при советской власти изображались не иначе, как враги народа. Такая «реабилитация» царской армии была восторженно встречена эмигрантскими читателями, как, впрочем, и опубликованная в 1928 году повесть «Купол…», где рассказывалось о несправедливо забытом, по мнению писателя, походе Северо-Западной армии на красный Петроград.

Не меньший общественный резонанс, нежели «Поединок», вызвала повесть 1915 года «Яма», посвящённая проблеме публичных домов. «В мельчайших деталях, с запахами, звуками, слухами, писатель изобразил один день из жизни “двухрублёвого заведения Анны Марковны” в неназванном большом южном городе, на Большой Ямской улице». Безусловно, это произведение принесло ещё большую известность писателю, именно оно стало одним из самых читаемых молодёжью начала XX века и причиной обрушившегося на писателя шквала критики.

Каждый читатель найдёт «своё» произведение у Куприна. Для кого-то это будет добрый сентиментальный рассказ «Белый пудель», для кого-то – остросюжетные «Листригоны» и «Конокрады», для кого-то социальные «Молох» и «Яма», для кого-то романтические «Суламифь» и «Гранатовый браслет». Таким многогранным был Александр Иванович Куприн, писатель, чей 150-летний юбилей мы празднуем сегодня.


Материал подготовили:
профессор кафедры
журналистики и литературоведения
преподаватель кафедры
журналистики и литературоведения
Кафедра журналистики и литературоведения

т. +7 (391) 206-26-88